Три контекста кампуса ЛЭТИ: наука, искусство и философия


Представляем идеи двух профессоров, участвовавших в событиях Металаборатории.

Видение ученых, представляющих научно-техническую и гуманитарную сферы, является смысловой основой построения программы «Наука и искусство», которую ЛЭТИ планирует создать в партнерстве с другими университетами.

Игорь Николаевич Духан

Заведующий кафедрой искусств и средового дизайна Белорусского государственного университета

«ЛЭТИ – обладатель уникального городского кампуса, включающего здания, ставшие достоянием российской и советской архитектуры. Например, Пятый корпус – признанный шедевр советского необрутализма. Другие здания и элементы инфраструктуры, напоминают нам об эпохе побед российской и советской науки и инжиниринга - это питерский модерн, постмодерн и сталинский ампир.

Полная архитектурная ревитализация кампуса – огромная, трудоемкая работа уровня большого проектного института.

Что можно сделать малыми творческими группами? Мы можем внести акценты, обращаясь к определенным объектам и элементам сложившегося облика ЛЭТИ, которые усилят его идентичность. Например, это вход в Пятый корпус, где изначальный облик нивелирован поздней пристройкой. Здесь можно разыграть живописную композицию – пластическое и живописное решение, которое без большой перестройки усилит уникальность необрутального стиля фасада.

Другая точка – ныне неприметная ржавая арматурная арка над проходом на территорию номинации «ЛЭТИ – спорт» конкурса «ЛЭТИ Кампус Дизайн». Обыгранная художником в содружестве с инженером, она может стать одним из символов нового ЛЭТИ.

Вычлененные акценты научно-технологического искусства меняют пространство, делают его осмысленным. Таким образом, они вводят третий, философский контекст. Это контекст пространства, обозначенный Мартином Хайдеггером в его знаменитом труде «Бытие и время». Хайдеггер говорит об объектах «собирающих» пространство, которые не дают ему «рассыпаться». Такой фокусирующий объект интегрирует пространство, делает его смыслонасыщенным. Благодаря вычленению акцентов, безличная среда превращается в насыщенное экзистенциальное пространство.

Исторический кампус ЛЭТИ располагает множеством поводов для создания таких объектов ученым и художником».

Еще один объект, привлекший внимание творческой группы БГУ, - здание безэховой камеры. Оно поразило художников контрастом внутреннего содержания и внешней оболочки. Этот контраст и идеи возможных творческих решений перекликаются с наблюдениями А.М. Боронахина, которыми он поделился на итоговой встрече творческих групп летней «Металаборатории».

Александр Михайлович Боронахин

Декан факультета информационно-измерительных и биотехнических систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

«Я в ЛЭТИ уже 30 лет, но ничего еще толком о нем не знаю, поэтому идея о том, чтобы вывернуть содержание лаборатории наружу и показать, что внутри спрятано – это классная мысль! Считаю, что безэховая камера, спрятанная в трансформаторной будке – это хороший пример. Никто и не подозревает, что внутри находится нечто колоссальное. И так весь ЛЭТИ. Если взять любой корпус и вывернуть его наизнанку, это уже будет арт-объект.

Ведь ЛЭТИ – это Первый электротехнический, и что касается старых стен и ржавчины, конечно наш университет имеет музейный статус. Хорошо, что в начале нулевых был отреставрирован Первый корпус. Сегодня, подходя к ЛЭТИ, вы видите, как он прекрасен. Конечно, ЛЭТИ надо вернуть то лицо, которое было изначально, и наполнить его тем содержанием, которое университет имеет на текущий момент».


Наблюдения двух профессоров, представляющих миры технологий и искусства задают новый контекст междисциплинарного взаимодействия для новаторских проектов ЛЭТИ.