50 студентов университетов России и Беларуси создали проекты арт-объектов на стыке науки и искусства на междисциплинарной школе «ЛЭТИ Металаборатория».
03.08.2023
С 19 по 21 июля СПбГЭТУ «ЛЭТИ» провел международную школу «ЛЭТИ Металаборатория», посвященную развитию междисциплинарных практик в университетской среде. Школа была ориентирована на создание объектов научно-технологического искусства в среде кампуса Первого электротехнического.
Уникальность школы состояла в практике разработки проектов экспертами и студентами из полярных областей: архитектура, средовой дизайн, искусство, с одной стороны, и инженерные науки – с другой. В школе приняли участие более 50 студентов из университетов России и Беларуси. Они были объединены в междисциплинарные группы под руководством преподавателей ЛЭТИ и вузов-партнеров: Белорусского государственного университета (БГУ), Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица и Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.
Ключевую дискуссию школы открыла проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина. В своем выступлении она ввела аудиторию в международный и междисциплинарный контексты ЛЭТИ.
Далее тема проектирования будущего в технологиях и разработках ЛЭТИ была раскрыта руководителем учебно-научной лаборатории «Практико-ориентированная лаборатория CDIO» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дмитрием Сергеевичем Шевченко.
Заведующий кафедрой искусств и средового дизайна БГУ, доктор философских наук Игорь Николаевич Духан рассказал о художественном подходе и философском контексте преобразований в современном университетском кампусе.
«Мы начинаем совместную летнюю школу, и надеюсь, дальнейшую программу с СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Это для нас большое наслаждение, потому что ЛЭТИ – легендарное явление. За эти дни мы попытаемся переосмыслить представления о науке через искусство и дизайн. Мы также чрезвычайно рады, что работаем с нашими коллегами из Академии им. А. Л. Штиглица и Академии Художеств, и я думаю, что во время этой летней школы появятся новые проектные идеи, связанные с переработкой образа ЛЭТИ», – заключил Игорь Николаевич.
Тема художественно-технологического взаимодействия между Россией и Беларусью была развита профессором БГУ Ольгой Дмитриевной Баженовой. Технологии, комфорт и эстетизация повседневной жизни были драйверами инноваций не только в XXI, но и в XVII веке, когда белорусские мастера и художники привезли новые технологии и модные тренды в допетровскую Россию.
Об опыте командной и индивидуальной работы студентов и о собственном менторском опыте в архитектурных конкурсах рассказал член союза художников России, доцент кафедры интерьера и оборудования СПГХПА им. А.Л. Штиглица Сергей Олегович Горчанинов. Он также озвучил свои мысли по поводу совместных планов на будущее.
«Мы уже не первый год взаимодействуем с ЛЭТИ, и этот практикум для нас – еще одна ступень нашего сотрудничества. В этот раз в проекте участвует и БГУ, и Академия Художеств, и, конечно, мы надеемся на совместную коллаборацию по созданию продукта, который будет сгенерирован в ближайшее время. Самое важное и ценное в креативе – это идея, которую можно развивать и с которой можно работать. Уже до этого наши студенты начали работу над созданием проектов в рамках конкурса «ЛЭТИ Кампус Дизайн». Я уверен, что этот практикум – отличное продолжение нашего многолетнего взаимодействия, которое будет продолжаться в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного нашими вузами».
Другим ключевым вузом творческого взаимодействия на стыке науки и городского дизайна является Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, студенты которой принимают активное участие в обновлении городской среды Санкт-Петербурга. Именно о таких проектах рассказала доцент кафедры гуманитарных и инженерных дисциплин академии Мария Евгеньевна Орлова-Шейнер.
Важными вводными для создания проектов арт-объектов и трансформации кампуса ЛЭТИ стали воркшопы. Известный белорусский художник и преподаватель БГУ Геннадий Болеславович Козел наглядно объяснил, как, сочетая минимальные художественные средства с творческим подходом и технической подготовкой, можно превратить заурядные места и помещения в пространства, вдохновляющие на интеллектуальную и инновационную деятельность.
Доцент кафедры микро- и наноэлектроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александра Николаевна Кривошеева в рамках мастер-класса вывела междисциплинарные группы на этап проектирования, ознакомив участников с инструментами Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и приемами управляемого изобретательского мышления.
Самой интерактивной презентацией стало выступление доцента кафедры русского языка СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергея Андреевича Иезуитова с кейсом «Халат Обломова». Автор продемонстрировал, как форма или оболочка, будь то халат, сюртук, шлафрок или худи влияет на экзистенциальное содержание жизни человека.
Также участники летней школы «ЛЭТИ Металаборатория» посетили учебно-научную лабораторию «Практико-ориентированная лаборатория CDIO», где любой студент ЛЭТИ может попробовать воплотить свои научные идеи в области биоинжиниринга и не только. Другим необычным опытом для молодых дизайнеров и художников стало посещение лабораторий, где проводятся исследования в области мехатроники, компьютерного зрения и видеоаналитики. На экскурсии участники школы узнали о принципах работы научных групп Первого электротехнического, увидели в действии некоторые из последних разработок и обсудили с руководителями лабораторий перспективы практического применения научных достижений ЛЭТИ.
В течение последующих дней участники школы выполняли задания на конкурсных площадках «ЛЭТИ Кампус Дизайн» и работали над проектами, идеи которых были сгенерированы под руководством интердисциплинарной художницы и куратора «ЛЭТИ Металаборатории» Галины Сергеевны Алферовой.
В результате интенсивного курса по синтезу науки, техники, архитектуры и дизайна появилось 6 проектов.
Творческая группа проекта «Электротектон» предлагает разместить объект «Технологическое сердце ЛЭТИ» в вестибюле 5-го корпуса. Согласно концепции, это объект, выполненный в эстетике авангардной архитектуры с пульсирующей панелью в центре, прикоснувшись к которой можно ощутить и увидеть «сердцебиение университета».
Проект «ДНК ЛЭТИ» – это кардинальное переосмысление вестибюля 5-го корпуса. По задумке проектировщиков, лестница с прилегающими пространствами метафорически олицетворяющая молекулу ДНК, а значит и историю ЛЭТИ, может трансформироваться в зону коворкинга, выставочное пространство, лаунж и зеленую зону.
Проект «LEDстибюль» – это слияние реального и цифрового миров. Для реализации проекта необходимо добавить износоустойчивые LED панели в напольное покрытие в транзитных зонах университета. Панели могут транслировать абсолютно любое изображение и взаимодействовать с посетителями ЛЭТИ через обратную связь с камерами, фиксирующими передвижение людей в пространстве. Технические решения подразумевают использование информатики, киберфизических систем, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и компьютерного зрения.
«Точка Притяжения» – это арт-объект, который одновременно является коммуникационным пространством. Предлагается размещение сферической конструкции и металлических труб на конкурсной площадке «ЛЭТИ Атриум». Ценностью проекта является обращение авторов к итогам социологического опроса, проведенного в рамках конкурса «ЛЭТИ Кампус Дизайн», а также референсом на идею «Халата Обломова», представленную на воркшопе.
Проект «Акценты ЛЭТИ» команды из БГУ отличался от прочих предложением вариантов редизайна зоны «ЛЭТИ Спорт». В частности, внимание команды привлекла своей живописностью старая железная арка, соединяющая здания на территории конкурсного пространства. При должной обработке и художественно-технологического переосмысления этого образа, олицетворяющего определенный этап истории университета, она может стать одним из символов ЛЭТИ. Другим объектом преобразования для студентов и преподавателей БГУ стало здание, где располагается безэховая камера. Творческая группа из Минска планирует доработать и выслать законченные концептуальные проекты на конкурс «ЛЭТИ Кампус Дизайн» осенью.
В своем индивидуальном проекте «Не только визуализация, но и сонификация!» аспирант СПбГУ Дмитрий Ярочкин предложил идею использования алгоритмической музыки, которая может стать аудио-визитной карточкой ЛЭТИ, подчеркивающей идентичность вуза и его кампуса. Треки могут синтезироваться на основе времени года или сессионного ритма, эмоционального состояния, проходящих через холл главного здания и других вводных данных.
В перспективе разработанные проекты-победители по развитию университетской среды СПбГЭТУ «ЛЭТИ» станут основой для преобразований территории вуза и могут быть воплощены в жизнь на территории кампуса.